На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Картина дня. Финансы

46 127 подписчиков

Свежие комментарии

  • Вовладар Даров
    Уходи чудище морское,не пугай народПашинян пригрозил...
  • Eduard
    Чету Зеленских на фронт!Режим Зеленского ...
  • Eduard
    Ничего вы воевать не должны,пусть "Слуги народа" идут на фронт!Режим Зеленского ...

Что есть успех? История миллионера, которого все ненавидели

На вопрос, что он считает главным секретом успеха, знаменитый инвестор Уоррен Баффетт ответил: «Когда человек доживает до моего возраста и вокруг него есть любящие его люди – это и есть успех. И неважно, сколько денег в твоей банковской ячейке». Возможно, произнося эту фразу, Баффетт имел в виду историю Джея Гулда – человека, который приобрел умопомрачительное богатство, но потерял доверие и уважение.

Сегодня имя Джея Гулда напрочь забыто широкой публикой, а 150 лет назад он был любимой мишенью карикатуристов, символом «мира чистогана», личностью настолько одиозной, что журналисты называли его не иначе как «Мефистофелем с Уолл-стрит». История его поучительна и любопытна: в этом человеке равно уживались гений инвестирования и демон беспринципности и цинизма.

Надо признать, что Гулд был ярким воплощением «американской мечты», самым настоящим «селфмейдом» – человеком, который «сделал себя сам». Джей Гулд родился 27 мая 1836 года в семье мелкого фермера и не понаслышке был знаком с тяжелым трудом. В те времена считалось, что детям фермеров грамота ни к чему, но Джей уговорил отца отправить его в школу. Человек любознательный и способный, он увлекся картографией и математикой. В 18 лет составил карту округа Ольстер штата Нью-Йорк, а в 20 выпустил труд «История округа Делавэр». Но слава ждала Джея на ином поприще.

Джей рано показал деловую хватку, удачно использовав кризис 1857 года. Он за бесценок выкупил у своего партнера бизнес по дублению кожи, а потом на товарной бирже практически скупил рынок кож и в 20 лет стал миллионером. К концу 1860-х годов у Гулда появляются финансовые и политические связи, он живо интересуется самым прибыльным бизнесом – железными дорогами. Вместе с партнерами он скупает акции железной дороги «Эри», крупным акционером которой был знаменитый Вандербильт. Гулд провел своих людей в совет директоров компании и начал с Вандербильтом борьбу за единоличный контроль. Не будем утомлять читателя описанием этой схватки, скажем лишь, что это была исключительно грязная игра с обеих сторон: с подкупом судей и политиков, попыткой банкротства компании, похищениями людей и скандалами. Гулд показал себя достойным противником, не уступив Вандербильту в хитрости и цинизме. «Эри» оказалась первой жертвой. Захватив над ней контроль, Гулд начинает скупать железные дороги на Среднем Западе. В 1869 году Гулд со своим партнером Джеймсом Фиском затевает «многоходовку», скупая золото и играя на повышение его цены. По их замыслу, с подъемом цен на золото вырастет и цена на пшеницу; фермеры станут продавать зерно, а значит, резко вырастут и грузоперевозки по железным дорогам. В эту изящную комбинацию Гулд вложил $7 млн. И ему удалось за месяц «разогнать» цену золота на 65%. Но в игру вмешалось казначейство США, и курс золота рухнул. Этот день вошел в историю Нью-Йоркской биржи как «черная пятница» – 24 сентября 1869 года. Знавший заранее об интервенции казначейства, Гулд успел выйти из игры и даже немного заработать, но те, кто продолжал ставить на повышение, разорились. Гулда обложили судебными исками и однажды даже чуть не линчевали, но ему удалось выйти сухим из воды. А вот его партнер Фиск получил пулю за свои делишки…

После этой аферы уже ничто не могло спасти репутацию Гулда. Впрочем, по утверждению некоторых биографов, он нарочно распускал о себе дурные слухи. В американском бизнесе конца XIX века дурная слава действительно могла в какой-то мере помочь в конкурентной борьбе. К 1880-м годам Гулд был королем финансов: ему принадлежали компания Western Union и метрополитен Нью-Йорка, он владел каждой девятой милей железных дорог США. В 1886 году вспыхнула «Большая забастовка» рабочих железных дорог. И Гулд вновь «отличился» – он задавил протест, наняв штрейкбрехеров, и его фраза: «Я могу нанять половину рабочего класса для того, чтобы убить вторую половину» вошла в историю. Недоверие к нему было так велико, что любое его действие воспринималось как попытка в очередной раз всех обмануть. В 1892 году, пытаясь спасти биржу от паники, он объявил, что будет скупать бумаги, но в его благородный порыв никто не поверил. Дурная слава настигла его бумерангом, и если раньше он скорее играл в «барона-разбойника», то теперь действительно разочаровался и озлобился.

Заслуги «короля финансов», который, между прочим, построил тысячи миль железных дорог, Америка забыла сразу же после его смерти. «Мефистофель с Уоллстрит» умер в 56 лет от туберкулеза – эта болезнь мучила его с детства. Официально он оставил $72 млн (на деле его состояние было раза в два больше), которые быстро растаяли в руках наследников. Ненависть к нему была так велика, что в последний путь толпа провожала его проклятиями, а по дороге на кладбище гроб с телом Гулда попытались взорвать. К счастью, от этой бомбы никто не пострадал. Добился ли Гулд успеха? Возможно, это и так, если считать мерилом успеха количество денег. Но в жизни важны не только деньги. Тем, кто считает иначе, напомните историю Джея Гулда – миллионера, которого все ненавидели.

Юрий Зайцев

Картина дня

наверх